Поиск Детей
Возраст:
Пол:
Консультации по вопросам семейного устройства
Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру
4
0

В наших силах сделать ребенка счастливым!

Андрей Негомодзянов директор негосударственного образовательного учреждения Разуменский детский дом" г. Белгорода. Почетный работник общего образования РФ, стаж работы с осиротевшими детьми 20 лет.

Как давно Вы начали практиковать походы в гости для ваших воспитанников?

В 2001 году, будучи на совещании в Москве, я узнал о такой замечательной форме подготовки к устройству в семью как гостевой режим. До этого наши ребята часто бывали в семьях своих крестных родителей и наставников, их забирали на выходные и праздники. Когда я более подробно изучил уже имеющуюся практику гостевого проживания сирот в семьях, мы приняли ее на вооружение и стали использовать этот вид помощи в жизнеустройстве наших ребят. Самый невостребованный возраст на семейные формы устройства - это ребята среднего и старшего школьного возраста. Все хотят забрать в семью маленьких детей, а как же быть тем, кто поступил в детский дом уже школьником? Вот именно для таких ребят, которые уже стали школьниками, самым приемлемым будет гостевой режим или иначе говоря - наставничество. Начинали мы как и многие детские дома с акций "Новый год в семье" - это когда наших ребят забирали на новогодние каникулы друзья детского дома и простые горожане. Затем это уже становилось традицией, что на каникулы дети уходили к своим наставникам домой - так рождались наши гостевые семьи.

Не секрет, что многие воспитатели не одобряют посещение гостей, ведь потом ребенок не всегда управляем, как отнеслись воспитатели, когда Вы только начали практиковать гостевание и как относятся сейчас?

В самом начале внедрения гостевания мы тоже боялись, что дети будут неуправляемые, будут капризничать после возвращения из семьи, однако наши опасения не оправдались. Воспитатели и психолог проводили определенную работу с ребенком, чтобы подготовить его к пониманию того, что он идет именно в гости. Конечно, было тяжело и педагогам и самому ребенку понимать и принимать новый формат общения, но практика показала, что дети доставили меньше всего хлопот. Значительную часть подготовки занимал процесс подготовки принимающей стороны. Взрослым, которые брали на себя ответственность принять к себе в семью нашего ребенка, необходимо было прочитать краткий курс "молодого воспитателя детского дома", ознакомив их с особенностями развития, воспитания ребенка-сироты. Данную работу проводили именно наши педагоги, они же потом и приходили на помощь наставникам, если вдруг возникали какие-то проблемы.
Что, на Ваш взгляд, получают дети от посещения семей?

В гостевой семье ребенок видит то, что мы никогда не сможем сделать и смоделировать ни в одном детском доме - нормальные семейные отношения. Наши дети видят в гостевой семье, как "мама" и "папа" относятся друг к другу, к детям; как они ведут домашнее хозяйство. Я не устаю повторять: ни один детский дом никогда не заменит семью ребенку-сироте. Какие бы мы ни строили красивые коттеджи для детских домов, какие бы ковры, мебель мы бы ни ставили внутрь - никогда ребенок не будет счастлив в детском доме: РЕБЕНКУ НУЖНА СЕМЬЯ!

По Вашему опыту, развиваются ли отношения между семьями и детьми или они ограничиваются только походами в гости?

А как можно зайти в воду и остаться сухим? Другой вопрос: мы должны смотреть какая температура в этой воде, не замерзнет ли там ребенок, может, он уже переохладился и ему пора выходить, а может, временно выйти погреться и только потом опять в воду. Так и в семьях: иногда отношения так могут развиться, что этот "бразильский карнавал" с постоянными развлечениями - праздниками,   аттракционами негативно влияет ребенка: у него складывается впечатление, что все жизни в розовых тонах. В свое время я написал статью наставникам, которая называлась "Не показывайте пряничный домик". В этой статье я просил "гостевых родителей показать нашим ребятам   "правду   жизни": если   вы   хотите   сделать ребенку праздничный стол, сходите вместе с ним на рынок, закупите продукты, из которых вы потом сделаете всем угощения. Причем расплачиваться      должен сам ребенок, чтобы видеть, сколько это стоит. Поехали с ребенком на дачу: кроме приготовления  шашлыков, пусть он поможет прополоть грядку с клубникой, помидорами, чтобы потом сорвать с нее плоды. А часто получается наоборот: взяли ребенка в семью и показывают "пряничный домик", а из чего и за какие средства складывается     постройка этого домика, ребенок не видит.

На Ваш взгляд, существуют ли какие-то однозначные противопоказания для передачи детей в гости?

Никогда не отдаем детей родителям, которые трагически потеряли своего ребенка. Это отдельная тема и по ней можно писать диссертации. Пока не зажила "рана", нельзя брать в гости ребенка. Большой осторожностью отдаем ребенка в гости семьям, не имеющим детей. Если человек никогда не водил машину, ему никто не даст сесть за руль, а уж тем более не выдадут права. Так и с детьми: хочешь взять ребенка в семью - пройди обучение минимальным знаниям и умениям у тех специалистов, которые воспитывали этого ребенка, жили с ним одной жизнью.

Когда детей берут родственники, это понятно, а насколько часты случаи, когда в гости приглашают посторонние люди и как они к Вам приходят (откуда узнают о такой возможности)?

Мы поступаем "хитро". Приходят на праздники люди, которые помогают детскому дому. Это может быть и простой гражданин, и предприниматель, который владеет несколькими фирмами. Они знакомятся с детьми на чаепитии, которое мы организуем после каждого торжества в семьях-группах. У них завязывается знакомство, дружба. Обменявшись телефонами, они начинают приезжать в гости и не только в праздники. Потом они, оформляя гостевое разрешение, забирают ребенка к себе на выходные, праздники, каникулы и т.д. В результате этого у нас образуется "гостевая семья".

Есть ли у Вас негативный опыт, и если да, то чему он Вас научил?

Негативный опыт есть. Это наши недоработки в части подготовки "гостевых семей" к приему ребенка. Если возникают проблемы в принимающей семье, я в первую очередь виню себя и свой коллектив: ребенок не виноват, виноваты мы - взрослые, которые недостаточным образом подготовили "гостевую семью".
Расскажите хотя бы одну историю успеха, когда общение в семье помогло что-то изменить в судьбе ребенка, и случалось ли так, что люди, не планировавшие взять ребенка насовсем, в результате знакомства пришли к такому решению.

У нас были брат с сестрой, которые воспитывались в дошкольной группе с мальчиком, которого забрали приемные родители. Эта семейная пара стала брать этих ребят в гости на выходные и праздники, потому что их приемный сын часто вспоминал этих двух ребят. В итоге "гостевой режим" для брата и сестры закончился усыновлением. Теперь семья, которая не имела детей вообще, стала многодетной семьей.

Поддерживают ли семьи контакты с выпускниками, которые у них гостили до выхода из детского дома?

Гостевой режим в основном и нацелен на детей старше 10 лет: именно для них мы ищем "гостевых родителей". Многие наши ребята, которые уже вышли из детского дома, окончили учебные заведения, остаются родными для крестных и наставников. В первое время такими людьми становились в основном работники нашего учредителя - Строительной корпорации ЖБК-1 (от главбуха до простых рабочих). Сейчас детей в семьи берут и простые люди, которые просто приезжают в детский дом, чтобы сделать мир ребенка более теплым.
Итак, Ваше общее отношение к постоянным контактам и общению семей с детьми?

Говорил, говорю и буду говорить: у ребенка должна быть СЕМЬЯ!!! Никакой разницы нет: семья крестьян, семья сварщиков, семья академиков, семья иностранная. Она должна БЫТЬ! Если ребенок перешагнул определенный возраст, после которого его уже не возьмут на усыновление, опеку, то наша задача - найти ему близких людей, которые заменят ему биологических родителей.

Ваши пожелания коллегам.

Уважаемые директора! В наших силах сделать ребенка счастливым! От нас с вами зависит, как сложится судьба у наших детей. Придет время, и мы ответим за то, как мы работали и все ли мы сделали для того, чтобы у ребенка не было слез и появилась улыбка на его лице. ДЕТИ ТРЕБУЮТ ПОМОЩИ НЕ ЗАВТРА, А СЕГОДНЯ!
Ссылка на официальную страницу детского дома http://www.rdd.uobr.ru/

ПРЕДЛАГАЕМАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ СЛУЧАЕВ ПРИМЕНЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ ДЕТЕЙ В СЕМЬИ

Поскольку понятие "временная передача детей в семьи" достаточно общее и объединяет в себе несколько ситуаций, для упрощения понимания между специалистами мы предлагаем обсудить использование для разных ситуаций разных терминов.

Предразмещение - посещение семьи ребенком в процессе осуществления программы сближения в случае, если решение о принятии на семейную форму этого ребенка принято, документы находятся в стадии оформления. Рекомендуется для детей не младше 6 лет.

Гостевое посещение семьи - начальная индивидуальная семейная форма помощи детям с временным пребыванием ребенка в семье (гостеванием).
Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, почувствовать, как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу. Рекомендуется для детей не младше 8 лет.

Наставничество (шефство) - более развитая форма индивидуальной семейной помощи ребенку без постоянного проживания его в семье. Семья наставников не только периодически принимает ребенка у себя в семье, но и оказывает ему моральную поддержку и помощь во время его нахождения в учреждении и будущей жизни. Между ними возникает переписка, телефонные контакты, наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы о том, как поступать в тех или иных ситуациях. Рекомендуется для детей не младше 10 лет.

Материал взят из журнала АУ! Родители №3 (сентябрь 2009г)

Назад в раздел

Rambler's Top100